Осторожно: дети!
Всё, о чём говорилось в предыдущей статье, конечно, относится и к детям, которых родители приводят в спортивные секции и клубы. Но есть ряд особенностей. И вот важнейшая из них. В педагогике спорта она называется «возрастная периодизация». Наука показала, что на разных этапах развития и взросления человека его способности и возможности к развитию тех или иных физических качеств (гибкость, ловкость, быстрота, сила, выносливость) представлены по-разному. Нарушение периодов (замедление или форсирование) развития этих качеств приводит к неэффективному тренировочному процессу с последующими низкими результатами в избранном виде спорта или даже проблемам со здоровьем. А если на это ещё наложить периодизацию психического развития ребёнка и возможные особенности каждого конкретного индивидуума, то получается задачка со множеством параметров и неизвестных. Эту задачку родители далее будут решать совместно с тренером, но для начала в качестве ориентира при выборе физкультурно-спортивного можно опереться на следующие рекомендации. Естественно для нас говорить, в первую очередь, о единоборствах.
Но, сначала, правило первое и основное: не приводить детей 3-4 лет в секции, где с этого возраста их обучают ударной технике и начинаются соревновательные поединки по виду ударных единоборств (каратэ, кикбоксинг, таеквондо и т.д.), а с 5-6 лет эти дети уже вовсю участвуют в этих “щенячьих боях”. Раннее начало участия в таких псевдоспортивных мероприятиях приводит к пренебрежению развитием “не нужных” для конкретной соревновательной дисциплины физических качеств, последующему быстрому “выгоранию” юного спортсмена, личностной деформации ребёнка. В большинстве официальных организациях спортивных единоборств официальные соревнования проводятся с возраста не ранее 10 лет. В неофициальных (фестивальных программах) – не ранее 8 лет.
Итак, возраст 4-6 лет. Благоприятный период для развития физических качеств: гибкость, ловкость. Востребованы упражнения на растяжку и координацию (гимнастика, акробатика, подвижные игры, борьба-возня на коленях, элементы страховки и т.д.). Характерна слабая концентрация внимания, поэтому нецелесообразно обучать и требовать точного выполнения технических приёмов по программе избранного вида единоборств. Целесообразны занятия в течение 1-2 лет в подготовительных группах ОФП с элементами восточных единоборств с последующим распределением в основные группы обучения по видам единоборств, как это организовано в Центре "МАРС". В этот период происходит привыкание ребёнка к правилам и требованиям секции, клуба, тренера. Востребован серьезный, требовательный, но не жёсткий подход тренера, приучающий к самодисциплине и ответственности.
Возраст 7-8 лет. Осознание себя самостоятельной личностью и попытки “бунта” против грубого вмешательства взрослых в их личную жизнь. Настойчивость, педагогический такт, любовь и поддержка – вот то, что в первую очередь требуется от родителей и преподавателей. Мотивированность к занятиям определёнными видами деятельности слабая или отсутствует. Интерес пробуждается по мере получения первых результатов и требует непрерывного поощрения со стороны взрослых и их заинтересованности в дальнейшем продолжении занятий. Это возраст относительно осознанного выбора детьми физкультурно-спортивного направления, вида спорта, спортивной секции. На этом этапе приобретаются новые знания и формируются основы технических умений и навыков по виду спорта. Это сложный этап, требующий внимательной и дисциплинированной работы ребёнка на тренировке. Этап формирования ответственного добросовестного отношения к занятиям (в зале и дома), этап, во многом определяющий спортивные перспективы и успехи ребёнка в будущем. Строгие программные требования различных школ боевых искусств и спортивных единоборств (в т.ч. аттестации на пояса) не позволяют ”перескочить” через уровни обучения без потери базовых знаний. А возросшая конкуренция в детском спорте на официальных соревнованиях поставит крест на любых родительских амбициях. Для этой возрастной группы характерно развитие таких физических качеств, как быстрота, продолжение развития гибкости и ловкости, начало работы на развитие аэробной выносливости.
Возраст 9-11 лет. Дальнейшее развитие физических качеств быстроты, гибкости, ловкости, аэробной выносливости. Начало работы над скоростно-силовыми качествами. Дальнейшее освоение и совершенствование технического арсенала избранного вида спорта. Знакомство с тактикой ведения спортивного поединка. Подготовка и участие в первых официальных соревнованиях.
Возраст 12-15 лет. Критический период в развитии ребёнка и его взаимоотношений с окружающим миром. В случае спортивных неудач, неудовлетворительных отношений с тренером, командой, родителями – потеря интереса к единоборствам, уход из спорта, негативное поведение. Этот сложный этап развития ребёнка успешно преодолевается только за счёт той платформы интересов, которые родителям удалось к этому времени привить своему ребёнку. И чем шире эта платформа (спорт, кружки творчества, музыкальные занятия и т.д.), тем легче преодолевается этот этап. При этом могут быть потери (смена вида спорта и переход в другую секцию, оставление занятий музыкой и т.д.). В Центре “МАРС” тренеры-педагоги дорожат своими воспитанниками и совместно с родителями ищут возможности по преодолению этого непростого этапа развития детей, предлагая переходы и (или) посещение различных учебных групп по направлениям боевых искусств. В этом возрастном периоде начинается продуктивное развитие силы и в значительной мере сокращаются возможности по развитию быстроты.
Возраст 16-17 лет. Благоприятный и продуктивный период занятий физкультурой и спортом на основе сознательного выбора, поэтапного развития всех физических качеств и целенаправленной тренировочной работы. Существенным на том этапе является развитие быстроты, силы и выносливости (аэробной и анаэробной). В техническом плане эти ребята к этому времени обладают солидным запасом технических и тактических умений и навыков, опытом официальных спортивных соревнований по виду спорта. Единственным препятствием является острая нехватка времени в связи с окончанием средней школы и подготовке к поступлению в ВУЗы. В спорте, как правило остаются только ребята, добившиеся значительных спортивных успехов. Остальные уходят, хотя некоторые возвращаются в родные клубы после 1-2 курса, продолжая занятия уже взрослыми людьми, преследуя свои интересы.
Но это уже другая история.